Психолог
ГЛУШКОВА ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА
педагог-психолог.
Ощущение и восприятие:
В старшем дошкольном возрасте улучшается острота зрения и слуха, повышается точность и тонкость цветоразличения, развивается музыкальный и фонематический слух. Совершенствуется ориентировка в свойствах и пространственных отношениях предметов. Ребенок усваивает общественно выработанные представления о чувственных свойствах – сенсорные эталоны цвета, величины, формы и т.д. Этому способствуют различные виды деятельности ребенка, прежде всего продуктивные. С усвоением сенсорных эталонов связано развитие действий восприятия, которые способствуют целенаправленному и планомерному обследованию предметов.
Значительные изменения происходят в развитии ориентировки ребенка в пространстве и пространственных расположениях предметов. Эта ориентировка начинается с выделения ребенком собственного тела, ведущей руки. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает слово, выделяющее признаки предметов и способствующее тем самым осознанию и закреплению представлений о сенсорных качествах. Генезис восприятия тесно связан с развитием наглядно-образного мышления с совершенствованием системы представлений и способности оперировать ею достаточно свободно. Ребенок в старшем дошкольном возрасте научается ориентироваться на плане, чертеже комнаты, участка.
Наиболее трудным для усвоения дошкольниками является ориентировка во времени, поскольку время не имеет наглядной формы. От первоначального восприятия отрезков времени, связанных с режимными моментами, дети переходят к восприятию сезонных изменений, дней недели. Несколько лучше они представляют настоящее время. К концу дошкольного возраста начинают представлять будущее, но в недалекой временной перспективе.
К концу дошкольного возраста появляется способность вычленять форму объекта. Способность дифференцировать объекты по форме, определять их структурные особенности интенсивно растет в дошкольном возрасте. Ускоренное развитие основных характеристик перцепции и сенсорики осуществляется под усиленным влиянием речи в её многообразных проявлениях.
Восприятие в старшем дошкольном возрасте утрачивает свой первоначальный аффективный характер: персептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь – ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояние разных объектов и отношений между ними.
Характерные черты для восприятия в старшем дошкольном возрасте:
1. восприятие превращается в особую познавательную деятельность;
2. зрительное восприятие становится одним из ведущих;
3. воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (освоение сенсорных эталонов);
4. совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий.